МК в Воронеже,
7 сентября 2016 г.
Почему воронежские водители избегают Европротокола
438 просмотров
В течение многих лет в России никак не может прижиться мировая практика оформления ДТП без участия сотрудников полиции. Термин для такого “ноу-хау” придумали сразу - ”Европротокол”, а вот с практическим воплощением, как водится, - заминка вышла.
Впервые возможность оформления ДТП по упрощённому порядку появилась с 1 марта 2009 года, когда правила дорожного движения дополнили соответствующим пунктом (2.6.1). С тех пор водители имеют право не вызывать на место аварии сотрудников ГАИ при одновременном соблюдении нескольких условий. В частности, в ДТП должно участвовать не более двух транспортных средств; у каждого из водителей имеются действующие полисы ОСАГО; никому из участников ДТП не был причинен вред здоровью; никто не оспаривает своей виновности.
Если все ограничения соблюдены, то водителям можно на месте ДТП мирно оформить “Извещение о ДТП” (цветную бумажку, которую выдают в страховых компаниях одновременно с полисом) и разъезжаться.
Потерпевший водитель на основании данного документа должен обратиться за возмещением причинённого ущерба в свою страховую компанию. Казалось бы, вот оно счастье и победа над пробками из-за мелких аварий! Однако, простота и эффективность - это не про нас.
Закон об ОСАГО тут же наложил на это право ряд дополнительных условий в части возмещения ущерба. При оформлении ДТП без полиции максимальный размер страховой выплаты изначально не мог превышать 25 тыс. руб. Так как среди обычных водителей специалисты по оценке ущерба встречаются не часто, то участники ДТП предпочитали не рисковать и по старинке ждали прибытия экипажа ДПС. Иной раз по 8-10 часов.
В 2014 году максимальный размер выплаты подняли до 50 тыс. руб. Однако, при нынешних ценах на запчасти и услуги по ремонту такая сумма тоже может без труда образоваться и при лёгком боковом касании. Поэтому двукратное увеличение суммы ущерба ситуацию, по сути, не изменило. Водители, как и прежде, с опаской пользовались предоставленным правом. Впрочем, лимит выплат - далеко не единственное препятствие на тернистом пути становления российского Европротокола.
Несмотря на то, что ПДД РФ дают автовладельцам право оформлять по упрощённому варианту любой вид ДТП, закон об ОСАГО этот перечень заметно сокращает. В частности, без ГАИ можно оформлять только ДТП, которые произошли в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств.
Российский союз автостраховщиков (РСА) пошёл ещё дальше. Согласно его указаниям, оформлению по Европротоколу не подлежат и наезды на стоящие транспортные средства. В результате между первоначальными требованиями ПДД РФ и окончательным вердиктом РСА образовалась целая пропасть.
Откуда же взяться доверию страхователей к европейским новациям при таком вольном обращении с формулировками? А вот и результат: в 2013 году, спустя 5 лет после появления возможности самостоятельного оформления мелких ДТП, в стране было оформлено лишь около 40 тыс. аварий без участия полиции (1-2 в день на регион). При этом в каждом четвёртом случае ещё и отказали в выплате.
Не мытьём так катаньем
Два года назад раздел закона об ОСАГО, касающийся оформления ДТП по Европротоколу, был в очередной раз переписан. Теперь каждого из участников такой аварии обязали в течение 5 дней отправлять свой экземпляр “Извещения о ДТП” своему страховщику. Одновременно страховые компании получили дополнительные основания для подачи регрессных исков к виновному водителю. Среди них: ненаправление извещения, непредставление автомобиля на осмотр по требованию страховщика, начало ремонта автомобиля до осмотра его страховщиком.
Очевидно, что задумывалось всё это в качестве дополнительных мер противодействия мошенничеству. Однако реалии жизни оказались гораздо прозаичнее. Вместо кропотливого поиска мошенников открыта очередная “охота на ведьм”: не отправил извещение - и ты уже должник. При этом я ещё не знаю ни одного случая, чтобы при покупке полиса ОСАГО кто-либо разъяснял страхователям такие юридические тонкости.
В результате, страховщики получили очередной беспроигрышный вариант: произвели выплату, подали регрессный иск к виновному водителю, вернули все затраты. Вероятность выигрыша таких дел почти 100%. И не важно, что в подавляющем большинстве случаев за неисполнением хитроватой нормы закона стоит элементарная правовая неосведомлённость, а не попытка мошенничества. Но кого это волнует? Отдай и не греши!
В прошлом году к решению проблемы популяризации Европротокола вновь подключилось правительство РФ. С июля вступили в силу очередные изменения в ПДД РФ, касающиеся порядка оформления ДТП. Теперь ГАИ получила законное право вообще не выезжать на оформление ДТП без пострадавших. В общем, автомобилистам в довольно жёсткой форме напомнили о необходимости почаще пользоваться Европротоколом.
Результаты таких воспитательных мер не заставили себя ждать. В первом полугодии 2016 года количество выплат по Европротоколу достигло 198 тысяч (в два раза больше по отношению к аналогичному периоду 2015 года). Сумма выплат достигла 4,3 млрд. руб. (в 3,3 раза). Наиболее активно пользуются предоставленной возможностью водители в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре. Там уже около трети всех мелких ДТП оформляются без вызова полиции.
В Воронеже водители, по-прежнему, патологически боятся отказа в выплате из-за неправильно заполненного “Извещения о ДТП”. Постоянно зовут на помощь всяких ”аваркомов”, которые не прочь поживиться как за счёт страховщиков, так и за счёт самих потерпевших.
Будь в курсе
Да РСА и сам признаёт, что широкому применению упрощённого варианта оформления ДТП мешает недостаточная информированность автовладельцев, а также страх заполнить документы неправильно и получить отказ в выплате.
На самом деле ничего трудного в этом процессе нет. Все подсказки по оформлению имеются прямо в тексте документа. Надо всего лишь сосредоточиться и ответить на поставленные вопросы.
Каждый водитель по очереди заполняет сведения о транспортном средстве, страховой компании, номере полиса и т.д. Всего заполняется 18 позиций. Внизу бланка рисуется схема ДТП, отмечается место первоначального удара. Всё схематично: прямоугольники, крестики, стрелочки. Описываются причинённые повреждения. Указываются фамилии и места жительства свидетелей (если они были).
После того, как все реквизиты будут заполнены, первая страница в обязательном порядке подписывается обоими водителями. Затем самоклеящиеся листы извещения разрываются. На оборотной стороне каждый участник кратко излагает обстоятельства ДТП в текстовой форме и также подписывается.
В “Примечании” можно написать, что “в ходе рассмотрения обстоятельств ДТП пришли к выводу о виновности в нарушении ПДД, повлекшем столкновение, водителя N. Разногласий по обстоятельствам ДТП нет. Против оформления ДТП без вызова ГИБДД возражений нет”. Кстати, подробная инструкция и рекомендации по заполнению документа прилагаются к извещению на отдельном листе. В общем, не боги горшки обжигают.
Ну, и в заключение осталось только обезопасить себя от возможного регрессного иска страховой компании: если ДТП произошло из-за вас, то по горячим следам отвезите или отправьте по почте заполненное извещение в свою страховую компанию и спите спокойно!
На словах все вроде бы понимают, что оформление ДТП по Европротоколу надо максимально упростить и убрать подводные камни. Вот и президент страны Владимир Путин на недавнем заседании Госсовета, посвящённом вопросам безопасности движения, призывал к тому же. Главный госавтоинспектор страны Виктор Нилов озвучил инициативу об отмене всяких лимитов на выплату ущерба в ДТП при условии, что в аварии никто не пострадал, а между участниками ДТП нет противоречий.
Да и страховое сообщество идею вроде бы поддерживает. Однако на деле ставят много новых, не всегда конкретных и выполнимых условий. К сожалению, взаимное недоверие между страховщиками и автомобилистами пока преобладает над здравым смыслом.
Николай КИСЕЛЕВ
Вся пресса за 7 сентября 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Тенденции, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
21 февраля 2025 г.

|
|
Sputnik Армения, 21 февраля 2025 г.
Страховые компании Армении зафиксировали за день более тысячи ДТП

|
|
Интерфакс, 21 февраля 2025 г.
Минюст США расследует практики работы UnitedHealth с программой Medicare

|
|
ТАСС, 21 февраля 2025 г.
Новосибирские аграрии получили возмещение на сумму 50 млн рублей после гибели посевов

|
|
РБК, газета, 21 февраля 2025 г.
Между лечением и наказанием

|
|
ТАСС, 21 февраля 2025 г.
Мнение общественности учтут в проекте приказа о критериях качества медпомощи в РФ

|
|
Новости Армении-NEWS.am, 21 февраля 2025 г.
Оппозиционный депутат предлагает пересмотреть штрафные санкции в Армении за езду без полиса ОСАГО

|
|
Дума ТВ, 21 февраля 2025 г.
Тумусов призвал исключить частные страховые медицинские компании из системы медстрахования

|
|
СенатИнформ, 21 февраля 2025 г.
Военные смогут лечиться в гражданских медучреждениях по полису ОМС

|
|
Агроэксперт, 21 февраля 2025 г.
Аграриев Курганской области призвали усилить страхование посевов

|
|
ВЕДОМОСТИ Урал, Екатеринбург, 21 февраля 2025 г.
Автомобилистам начнут рассылать уведомления об истечении полиса ОСАГО через «Госуслуги»

|
|
Вечерние ведомости, Екатеринбург, 21 февраля 2025 г.
Автомобилистам начнут рассылать уведомления об истечении полиса ОСАГО через «Госуслуги»

|
|
Прецедент ТВ, Новосибирск, 21 февраля 2025 г.
Новосибирские аграрии получили больше 50 млн рублей за гибель посевов

|
|
РИА Томск, 21 февраля 2025 г.
Показатель удовлетворенности томичей медициной в 2024г достиг 43,6%

|
|
ТАСС, 21 февраля 2025 г.
На Запорожскую область приходится 20% всех полисов ОСАГО в Донбассе и Новороссии

|
|
Лента.Ру, 21 февраля 2025 г.
Пациенты попросили Минздрав изменить критерии оценки качества медпомощи

|
|
За рулем, 21 февраля 2025 г.
ОСАГО и каско: почему такая разница в цене

|
|
Медвестник, 21 февраля 2025 г.
Страховщики предупредили о падении качества медпомощи при сокращении бюджетов от штрафов

|
 Остальные материалы за 21 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|